ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ГОРНОЛЫЖНЫЙ БОТИНОК
Мы продолжаем изучать горнолыжные ботинки. Как же они устроены? Читайте в нашей новой статье. Рассмотрим анатомию горнолыжных ботинок подробнее:
Мы продолжаем изучать горнолыжные ботинки. Как же они устроены? Читайте в нашей новой статье.Рассмотрим анатомию горнолыжных ботинок подробнее:
Внешние ботинки чаще всего изготавливают из термопластичного пластика. Облегчённые модели производятся из разных видов пластика на основе нейлона – Pebax или Grilamid.
Горнолыжные ботинки по конструкции внешней оболочки могут быть двух-или трёхсоставными — Overlap или Cabrio.
Overlap – классическая конструкция, которая представляет собой нижнюю и верхнюю части, скреплённые шарниром. Застегиваются эти части с помощью 4 клипс и одного ремня или липучки сверху. Нижняя часть называется «shell», по сути, представляет собой калошу, а верхняя – «сuff» защищает голенище. Пластик в такой конструкции на обеих частях укладывается внахлёст, что придаёт обуви необходимую жёсткость. Данные модели могут обеспечить достаточно плотную посадку по ноге, и как следствие точную передачу усилий на лыжи, с учётом того, что ширина колодки и размер внутреннего ботинка подобраны правильно. Из минусов – трудное надевание моделей с узкой колодкой и/или низким подъёмом, особенно на морозе. Такая система используется как в любительских, так и в спортивных вариантах горнолыжных ботинок.
Cabrio – конструкция из трёх частей. Отличительная особенность по сравнению с Overlap – в середине нижней и верхней части пластик не накладывается, оставляя место для специального съемного элемента — язычка «tongue», который и задаёт жесткость ботинку. Фиксируется система 2–3 клипсами, в зависимости от стиля катания. Для фрирайда, трассового и паркового катания используются 3 клипсы, для начального катания и облегчённых вариантов для скитура – 2. В пользу дополнительного удобства и веса верхняя клипса и липучка часто является единым элементом. Из значительных плюсов – модели с такой конструкцией зачастую удобнее надевать, особенно лыжникам с высоким подъемом и широкой стопой.
Также внешние ботинки можно разделить на две категории:
· формуемые (измененяемые под воздействием тепла от специальной печи или фена);
· неформуемые.
Термоформуемые ботинки можно более точно подогнать под особенности стопы. А у некоторых моделей можно даже изменить ширину самого ботинка: механически, с помощью мягких вставок или теплового воздействия.
В магазинах «Манарага» осуществляют термоформировку внешнего ботинка на основе Custom Shell, Vacuum Fit и аналогичных.
Внутренний ботинок или лайнер – внутренний сапожок, изготовленный из специальных материалов, обладающих теплоизоляционными свойствами. В моделях, которые имеют термоформовку – возможность с помощью теплового воздействия самой ноги, специального фена или печи «подогнать» ботинок под особенности стопы в определённых зонах или полностью, — это специальная мягкая пена. В самых обычных – синтетические материалы. Стоит отметить, что лайнеры отличаются толщиной, термоформуемыми зонами, видами застёжки. В любительских моделях внутренние ботинки теплее и удобнее, чем в профессиональных, иногда у них даже есть дополнительный утепляющий слой, ведь для новичкового катания важен комфорт. А для более высокого уровня на первом месте стоит максимальный контакт и точность управления лыжами, поэтому лайнеры в таких моделях тоньше и холоднее, почти без утепления. Также в профессиональных моделях используется шнуровка для дополнительной фиксации, в более простых моделях внешний и внутренний ботинок надеваются сразу, внутренник достаётся только для просушки.
Существует три вида внутренних ботинок:
· язычковый (tongue);
· улитка (wrap);
В большинстве моделей встречается именно язычковый, классический вид. По форме представляет собой обычный сапожок с язычком, отсюда и название, может иметь шнуровку. Особенно подходят для профессионального катания или скитура, то есть там, где важна точность управления, поскольку с помощью такого внутренника можно добиться более плотной фиксации за счёт шнуровки.
Улитка чаще всего встречается в моделях Cabrio, но может быть и в Overlap. Представляет собой манжету, которая равномерно оборачивается вокруг ноги, почти как улитка, и таким образом позволяет заполнить пространство между внешним ботинком и голенью, снижая ударную нагрузку на голени. Достаточно удобны, но чаще всего их выбирают те, у кого выражены икроножные мышцы, обладатели высокого подъёма стопы или те, кому нужна дополнительная амортизация голени. Подойдут для паркового катания, фристайла и фрирайда.
Стелька – первостепенный аспект, на который нужно обращать внимание при выборе обуви. Длина стельки должна совпадать с длиной большей из ног. Правильная стелька выступает в качестве дополнительной изоляции от холода, поддерживает стопу в анатомически правильном положении, что позволяет сбалансировать и снять лишнюю нагрузку на суставы, предотвращает травмы, уменьшает усталость, делая процесс катания более комфортным. А для тех, кто проводит долгое время на холоде или сильно мёрзнет, даже есть стельки с подогревом.
Стрепы или силовой ремень – специальная лента на липучке (стреп) или пластиковой/металлической застёжке (бустер), являющаяся дополнительным элементом фиксации ботинка. Стрепы и бустеры могут быть разными по ширине (от 25 мм до 65 мм), которая влияет на степень фиксации голени, соответственно, на передачу усилий на лыжи. Тонкие стрепы распространёны в более простых моделях, широкие – в моделях для фрирайда, паркового и профессионального катания. В некоторых облегчённых моделях липучка может быть частью верхней клипсы.
Подошва горнолыжных ботинок – в зависимости от назначения ботинок под определённые стили катания используются разные виды подошвы: где-то требуется удобство ходьбы, где-то точная передача усилий на лыжи, а где-то дополнительная амортизация. Существуют определённые стандарты, регламентирующие правильную конструкцию подошв горнолыжных ботинок для их использования с креплениями.
Рассмотрим три основных:
· Alpine или DIN — обычная абсолютно плоская подошва высотой 18–20 мм, максимально точно передает усилия на лыжи. Подходит практически к любым креплениям;
· WTR («Walk to ride») или Grip Walk — имеет небольшой подъем носка и более выраженный протектор по сравнению с Alpine для удобства ходьбы. Стоит проверять совместимость ботинок с креплениями: и там, и там должна быть надпись WTR или GW в зависимости от типа подошвы. Также в рантах таких моделей могут встречаться специальные вставки для возможности использовать скитурные (пиновые) крепления;
· Touring — используется в ботинках для скитура. Подошва высокая (около 28 мм), с выраженным глубоким протектором из цепкой резины, с более изогнутой передней частью для удобства передвижения по снегу на продолжительные расстояния. Требуют специальных креплений или наличия специальных накладок для использования на других креплениях.
Также существуют специальные накладки, с помощью которых можно сделать подошву более цепкой или защитить её от ударов и истирания.
С ассортиментом горнолыжных ботинок и другим снаряжением для горных лыж вы можете познакомиться в наших магазинах или на сайте.